Решение Архангельского облсуда от 29.03.2023 N 3а-47/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим в части постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24.11.2022 N 92-в/50 "Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Каргопольские очистные сооружения" на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области">



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-47/2023 29 марта 2023 года

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Когиной А.А.,
с участием прокурора Мошниковой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каргопольские очистные сооружения" о признании недействующим пункта 3 Постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24 ноября 2022 г. в„– 92-в/50 "Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Каргопольские очистные сооружения" на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области", в части утверждения тарифа на услуги водоотведения (одноставочный тариф), для категории "Прочие потребители" на 2023 г. на период с 1 января по 31 декабря в размере 151,56 руб./куб. м (Приложение в„– 3), возложении на Агентство по тарифам и ценам Архангельской области обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт,

установил:

постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство) от 24 ноября 2022 г. в„– 92-в/50 утверждена производственная программа, установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Каргопольские очистные сооружения" на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области (далее - Постановление).
Пунктом 3 Постановления установлены на период с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2025 г. тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Каргопольские очистные сооружения" (ИНН 2911007420) на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области, согласно приложению в„– 3, в том числе для категории "Прочие потребители" одноставочный тариф в размере 151,56 руб./куб. м.
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 ноября 2022 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Каргопольские очистные сооружения" (далее - Общество) обратилось в областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим указанного положения Постановления, ссылаясь на то, что оно противоречит федеральному законодательству и является экономически необоснованным в части не включения в необходимую валовую выручку (далее - НВВ) Общества расходов на оплату труда работников в размере, предложенном Обществом. Так, Общество предложило указанные расходы в размере: цеховой и административно-управленческий персонал - 9 штатных единиц со среднемесячной заработной платой 219 663, 08 руб., производственный персонал - 12 штатных единиц со среднемесячной заработной платой 60 504, 84 руб. Агентством в состав НВВ указанные расходы приняты в следующих размерах: цеховой персонал - 0 штатных единиц, административно-управленческий персонал - 3 штатных единицы со среднемесячной заработной платой 58 728, 72 руб., производственный персонал - 7 штатных единиц со среднемесячной заработной платой 36 764, 84 руб. Общество является членом Регионального отраслевого объединения работодателей "Союз коммунальных предприятий Архангельской области". Полагает, что Агентством не верно применено отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 гг., утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г. (далее - ОТС), в части учета всех составляющих заработной платы компенсационного и стимулирующего характера, а также не правильно применены Типовые отраслевые нормы численности работников водопроводно-канализационного хозяйства, утвержденные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 марта 2020 г. в„– 154/пр (далее - Типовые нормы численности) в части определения численности персонала Общества. Просит возложить на Агентство обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт, учитывающий правовую позицию Общества.
Впоследствии Обществом основания административного искового заявление уточнены. Общество не согласно с тем, что Агентство не включило в состав НВВ расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоотведения либо объектов входящих в состав таких систем, ссылаясь на то, что не предоставлены обосновывающие документы, в том числе акт приема-передачи объектов водоотведения, акты технического обследования с органами местного самоуправления. Акт приема-передачи не был приложен к заявлению об установлении тарифов по технической ошибке. В состав НВВ также не включены расходы на аренду автотранспорта в размере 976 000 рублей (арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем). Автотранспорт, а именно автомобиль УАЗ 390995-04, ассенизаторская техника, экскаватор, спецтехника Т-150 необходимы для осуществления хозяйственной деятельности Общества. В состав НВВ необоснованно не включена расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, поскольку непредставление Обществом акта приема-передачи объектов водоотведения к таким основаниям не относится.
Представитель Общества Кобыленко Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель Агентства Рябова Н.В. в судебном заседании считала требования необоснованными.
Заинтересованное лицо Управление министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание представителя не направило, о его времени и месте извещено.
Суд вынес определение о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Прокурор областной прокуратуры Мошникова З.Н. дала заключение о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Выслушав объяснения участвующих лиц, допросив в качестве свидетеля специалиста Агентства Носкову О.В., заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Постановление устанавливает в том числе тарифы на услуги водоотведения, оказываемые именно Обществом, а потому оно является лицом, имеющим право оспаривать указанный в административном иске тариф в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. в„– 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. в„– 406, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. в„– 1746-э (далее - Методические указания в„– 1746-э), Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 16 июля 2014 г. в„– 1154-э (далее - Регламент), с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанных Минэкономразвития России и одобренных Правительством Российской Федерации.
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии, которая подлежит государственному регулированию, в том числе путем установления тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и на водоотведение (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. в„– 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункт 1 части 2, пункт 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Таким исполнительным органом государственной власти в Архангельской области является Агентство (подпункт 26 пункта 9 Постановления Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. в„– 214-пп "Об утверждении Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области").
Общество в соответствии с постановлением администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области от 18 марта 2022 г. в„– 203 "О наделении статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение на территории Каргопольского муниципального округа", постановлением администрации Каргопольского муниципального округа Архангельской области от 23 августа 2022 г. в„– 661 наделено с 1 января 2022 г. статусом гарантирующей организации, осуществляющей водоотведение и эксплуатирующее канализационные сети на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области.
Постановлением Агентства от 12 июля 2022 г. в„– 52-в/1 (указанное постановление Обществом не оспаривается) на период с 18 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. утверждена производственная программа и установлены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые Обществом на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области.
Общество обратилось в Агентство с заявлением от 31 октября 2022 г. (входящий Агентства от 7 ноября 2022 г.) об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на услуги водоотведения.
Распоряжением Агентства от 21 ноября 2022 г. в„– 410-в/о открыто дело об установлении на 2023 - 2025 годы тарифов на услуги водоотведения, оказываемые Обществом на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области, установлен метод регулирования тарифа - метод индексации.
Агентством проведена экспертиза представленных Обществом документов.
Оспариваемое Постановление принято по результатам заседания коллегии Агентства, что следует из выписки из протокола от 24 ноября 2022 г. в„– 92.
Постановление принято Агентством в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его принятия, и по этим основаниям не оспаривается.
Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
При применении метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено Федеральным законом (пункт 75 Основ ценообразования, пункт 87 Методических указаний).
К долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится, в том числе базовый уровень операционных расходов (пункт 79 Основ ценообразования).
Пунктом 45 Методических указаний установлено, что операционные расходы на первый год долгосрочного периода регулирования (далее - базовый уровень операционных расходов) рассчитываются с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с пунктами 17 - 26 настоящих Методических указаний (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность, тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов)).
В силу пункта 39 Основ ценообразования в состав базового уровня операционных расходов включаются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, ремонтного персонала, административно-управленческого персонала.
Пунктом 52 Основ ценообразования определено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Пунктом 17 Методических указаний предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям.
При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Как видно из материалов дела, Общество предложило указанные расходы в размере: цеховой и административно-управленческий персонал - 9 штатных единиц со среднемесячной заработной платой 219 663, 08 руб., производственный персонал - 12 штатных единиц со среднемесячной заработной платой 60 504, 84 руб.
При определении фонда оплаты труда на 2022 г. Агентством фонд оплаты труда производственного, цехового и административно-управленческого персонала организации на 2023 г. определен исходя из планового фонда оплаты труда, учтенного при установлении тарифов на 2022 г., увеличенного на индекс потребительских цен на 2023 г. в размере 106,0% в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (источник - сайт Министерства экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru 28 сентября 2022 г.).
При определении планового фонда оплаты труда на 2022 г. экспертом в соответствии с пунктом 17 Методических указаний использовалась информация, опубликованная Управлением федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, согласно которой средняя заработная плата работников организаций в сфере водоснабжения и водоотведения за период январь - май 2022 г. составила 40 900 руб.
Агентством учтены расходы на оплату труда в следующих размерах: производственный и цеховой персонал - 2 913 440 руб., исходя из 7 штатных единиц со среднемесячной заработной платой 34 683, 81 руб., административно-управленческий персонал - 1 994 560 руб., исходя из 3 штатных единиц со среднемесячной заработной платой 55 404, 45 руб.
Таким образом, среднемесячная заработная плата работников Общества, учтенная при установлении тарифа на 2022 г., составила 40 900 рублей (2 913 440 руб. + 1 994 560 руб./ 7 ед. + 3 ед.) * 1000 = 40 900 руб.), что соответствовало средней заработной плате работников организаций в сфере водоснабжения и водоотведения.
Расходы на оплату труда производственного, цехового и административно-управленческого персонала организации на 2023 г. для Общества составили 5 202 480 руб., в том числе: производственный и цеховой персонал - 3 088 250 руб. (2 913 440 руб. * 106,0%), административно-управленческий персонал - 2 114 230 руб. (1 994 560 руб. * 106,0%).
Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды производственного и цехового персонала на 2023 г. для Общества составили 4 020, 90 тыс. руб., в том числе расходы на оплату труда производственного и цехового персонала - 3 088, 25 тыс. руб.; отчисления на социальные нужды - 932,65 тыс. руб., что составляет 30,2% от фонда оплаты труда.
Нормативная численность производственного персонала определена экспертом в количестве 6 единиц, цехового персонала - 1 единицы.
Расчет нормативной численности производственного и цехового персонала, осуществляющих эксплуатацию систем водоотведения, выполнен экспертом в соответствии с Типовыми нормами численности и представлен в Приложении в„– 6 к экспертному заключению.
Среднемесячная заработная плата производственного и цехового персонала в 2023 г. составила 36 764, 84 руб. (3 088, 25 тыс. руб. / 7 единиц / 12 месяцев).
Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала определена Агентством на 2023 г. в размере 2 752,73 тыс. руб., в том числе: расходы на оплату труда административно-управленческого персонала - 2 114, 23 тыс. руб.; отчисления на социальные нужды - 638,50 тыс. руб., что составляет 30, 2% от фонда оплаты труда.
Нормативная численность административно-управленческого персонала определена экспертом в количестве 3 единиц.
Расчет нормативной численности административно-управленческого персонала выполнен экспертом в соответствии с Типовыми нормами численности и представлен в Приложении в„– 7 к экспертному заключению.
Среднемесячная заработная плата административно-управленческого персонала в 2023 г. составила 58 728, 72 руб. (2 114, 23 тыс. руб. / 3 единицы / 12 месяцев).
Расчет фонда оплаты труда производственного, цехового и административно-управленческого персонала с обоснованием и указанием ссылок, на основании которых данный расчет произведен, представлен в Приложении в„– 8 к Экспертному заключению.
В обоснование фонда оплаты труда Обществом Агентству предоставлена копия штатного расписания, действующая с 1 октября 2022 г., которым утверждена штатная численность в количестве 21 единицы, в том числе численность производственного персонала - 12 единиц, цехового и административно-управленческого - 9 единиц, что значительно превышает нормативную численность персонала, определенную в соответствии с Типовыми нормами численности.
Судом учитывается, что в соответствии с пунктом 8 Типовых норм численности, в зависимости от возложенных задач, режимов работы, применяемых технологий, специфики деятельности и других факторов возможно увеличение или уменьшение фактической штатной численности организаций водопроводно-канализационного хозяйства по сравнению с численностью работников, определенной настоящими нормами труда (с обоснованием необходимой численности).
Вместе с тем, такого обоснования Обществом Агентству не предоставлено.
Ссылка Общества на не применение тарифных коэффициентов к заработной плате в размере, рекомендуемом ОТС, не свидетельствует о экономически необоснованном расчете тарифным органом указанных расходов и о нарушении прав и законных интересов административного истца, и не противоречит положениям статьи 3 Закона о водоснабжении, в силу которой общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов, а также установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения.
Доказательств того, что Обществом, как работодателем для работников, в том числе для административного, цехового, производственного персонала установлены соответствующие внутренние диапазоны коэффициентов, не представлено.
Обществом к заявлению об установлении тарифов не представлены локальные нормативные акты, обосновывающие включение в состав фонда оплаты труда доплат, надбавок, премий и иных поощрительных выплат, а именно: копия коллективного договора Общества, копия положения об оплате труда, копия положения о премировании работников Общества; копии приказов об утверждении положения об оплате труда и положения о премировании, копии должностных инструкций работников.
Представление в составе обосновывающих материалов к заявлению об установлении тарифов положения об оплате труда организации правомерно не отнесено Агентством в качестве официального документа, поскольку оно не было подписано и заверено печатью Организации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 20 Правил регулирования тарифов регулируемая организация вправе представить по своей инициативе в орган регулирования тарифов дополнительные материалы к предложениям об установлении тарифов до 1 декабря текущего года, но не позднее 7-го календарного дня до дня проведения заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов, на котором принимается решение об установлении тарифов.
Следовательно, при направлении дополнительных материалов позже 7-го календарного дня до дня коллегии Агентство такие документы к рассмотрению вправе не принимать.
Решение об установлении тарифов на услуги водоотведения для Общества принято на заседании коллегии Агентства 24 ноября 2022 г.
Вместе с тем, дополнительные документы для установления тарифов, в том числе копии приказов о приеме работников на работу, копии трудовых договоров и оборотно-сальдовые ведомости по счетам 20, 25, 26 за период с января 2022 г. по 14 ноября 2022 г. представлены Обществом письмом от 15 ноября 2022 г. в„– 44, которое поступило в Агентство 18 ноября 2022 г. (входящий в„– 313-6624), то есть позднее 7 календарных дней до дня заседания коллегии.
Документы, подтверждающие фактическое начисление и выплату заработной платы (оборотно-сальдовая ведомость по счету 70 и карточка счета 70 за 9 месяцев 2022 г., октябрь и ноябрь 2022 г.), в том числе в разрезе начислений и выплат на каждого сотрудника, организацией не представлены.
Агентством учтено, что Общество осуществляло деятельность в сфере водоотведения с 21 мая 2021 г., объекты водоотведения переданы Обществу по договору аренды от 10 января 2022 г., тарифы на услугу водоотведения впервые установлены с 18 июля 2022 г. Согласно представленных документов до октября 2022 г. Обществом принят только 1 сотрудник - директор Общества, с 1 и 19 октября 2022 г. дополнительно принято 9 и 2 сотрудника, соответственно.
Следовательно, плановые расходы на оплату труда, учтенные Агентством при установлении тарифов для Общества на 2022 г., Обществом по факту в полном объеме не произведены. В период с 1 по 19 октября 2022 г. заключено 11 трудовых договоров, что составляет 91,7% от общего количества договоров, заключенных в 2022 г.
Суд считает, что позиция Агентства является верной, поскольку учитывает положения пункта 1 Приложения в„– 3 к ОТС, согласно которому при определении размера фонда оплаты, подлежащего включению в НВВ регулируемой организации, учитываются результаты на основании анализа, в том числе следующих сведений: размеров фонда оплаты труда за предшествующий период регулирования, подтвержденный данными годовой бухгалтерской отчетности и соответствующими данными статистической отчетности, а также размера фонда оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях; уровня средней заработной платы в регионе по полному кругу организаций в целом по экономике региона по данным Федеральной службы государственной статистики; среднегодовой фактической численности, подтвержденной статистической отчетностью.
Аналогичные положения установлены пунктом 1 Приложения в„– 2 (Рекомендациями по планированию экономически обоснованных расходов (средств) работодателей на оплату труда работников и иных расходов, обусловленных трудовыми отношениями в сфере коммунального хозяйства) действующего Отраслевого тарифного соглашения в коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (утверждено Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз коммунальных предприятий", Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 1 декабря 2022 г.) (далее - действующее ОТС).
Суд отмечает, что установление Обществом заработной платы в размере многократно превышающим размер средней заработной платы работников организаций в сфере водоснабжения и водоотведения в 2022 г. (236 366, 13 руб. (при базовом окладе 106 953 руб., составляющим 7 тарифных ставок) - генеральный директор (разница более чем в 5 раз), главный бухгалтер, юрисконсульт - по 187 404, 57 руб. (при базовом окладе 84 898,45 руб., составляющим 5,55 тарифных ставок) (разница более чем в 4 раза)), в совокупности с заявлением Обществом в состав НВВ других необоснованных расходов находится в прямой причинной связи с предполагаемым значительным и одномоментным ростом с 1 января 2023 г. тарифа на услуги водоотведения на 575, 53% в сравнении с предыдущим периодом.
При этом в соответствии с пунктом 2.4 действующего ОТС работодатели обеспечивают минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного Федеральным законом (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также выплат компенсационного характера за совмещение, сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за работу в ночное время).
Пунктом 2.5 действующего ОТС установлено, что в зависимости от финансового и экономического состояния Организации работодатель вправе установить в Организации минимальную месячную тарифную ставку (минимальный оклад) в размере, превышающем величину, предусмотренную пунктом 2.4 настоящего Соглашения.
В соответствии с Методическими рекомендациями по организации оплаты труда в жилищно-коммунальном хозяйстве, утвержденными Приказом Госстроя России от 31 марта 1999 г. в„– 81 (раздел 2.2) каждый работник предприятия ЖКХ в пределах Единой тарифной сетки имеет свой тарифный коэффициент, который соотносится к тарифному коэффициенту первого разряда, принятому за единицу.
Величина тарифной ставки (оклада) первого разряда не может быть меньше минимального размера оплаты труда, установленного законом Российской Федерации. Максимальный размер ставки (оклада) первого разряда не ограничен и зависит от наличия у предприятия собственных средств на эти цели.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2022 г. в„– 973 с 1 июня 2022 г. МРОТ составляет 15 279 рублей.
Обществом Агентству не предоставлены документы содержащие расчеты тарифных коэффициентов, подтверждающих уровни квалификации работников. Тарифные коэффициенты указанные Обществом в штатном расписании определены произвольно, и с учетом объема обосновывающих документов, предоставленных с заявлением Общества об установлении тарифа обоснованно отвергнуты Агентством.
С учетом изложенного, а также того, что размер заработной платы учтенной Агентством для Общества не ниже среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, то произведенный тарифным органом расчет оспариваемых расходов обеспечил регулируемой организации учет в составе тарифов достаточный уровень финансовых средств, необходимых для возмещения организации этих затрат.
По вопросу включения в состав НВВ расходов на капитальный ремонт суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 61 Основ ценообразования базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов, а также расходов на химические реагенты), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы.
Согласно пункту 40 Основ ценообразования в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем (подпункт "а"); расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения либо объектов, входящих в состав таких систем (подпункт "б"); расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала (подпункт "в").
Пунктом 51 Основ ценообразования установлено, что при определении ремонтных расходов регулируемой организации используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Расходы на ремонт централизованной системы водоотведения либо объектов, входящих в состав такой системы, приняты Агентством в размере 1 946,79 тыс. руб. на долгосрочный период регулирования 2023 - 2025 годы, что отражено в Приложении в„– 13 к экспертному заключению). На 2023 г. при определении базового уровня операционных расходов расходы на ремонт учтены в размере 648,93 тыс. руб. (1 946,79 / 3).
Агентством правильно учтены положения (пункты 2.2.6, 2.2.7) договора аренды недвижимого имущества от 10 января 2022 г., заключенного между Обществом и администрацией Каргопольского муниципального округа Архангельской области (далее - администрация), согласно которым Общество без согласования с администрацией может производить за свой счет только текущий ремонт и техническое обслуживание оборудования арендуемого объекта.
Позиция согласуется с положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Основанием для проведения ремонтных работ служат акты осмотра имущества (акты технического обследования) и дефектные ведомости (дефектные акты).
Результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления (часть 4 статьи 37 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Акты технического обследования, представленные Обществом в составе документов для установления тарифов не согласованы с администрацией.
Согласно пункту 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. в„– 34н (далее - Положение) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Проведение инвентаризации обязательно, в том числе при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия и при смене материально ответственных лиц (пункт 27 Положения).
Обществом не представлены документы, подтверждающие проведение инвентаризации объектов водоотведения (далее - объекты), в договоре аренды отсутствует информация о техническом состоянии объектов.
Агентством при определении расходов на ремонт проведен анализ документов и материалов, результаты которого представлены в таблице.
Из 11 объектов 7 отсутствуют в договорах аренды. По другим 4 объектам информация относительно них в актах технического обследования недостоверна. Объекты введены в эксплуатацию в 2018, 2021 и 2022 г.г., тогда как их износ без учета срока их полезного использования продолжительностью 15 - 20 лет, указан в размере 75 - 100%. Указанные величины износа необоснованны, не представлены фотоматериалы, результаты инструментальных исследований (испытаний, измерений).
Акты технического обследования, предоставленные Обществом, не соответствуют пункту 30 Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 августа 2014 г. в„– 437/пр, поскольку в них отсутствуют: описание выявленных дефектов и нарушений с привязкой к конкретному объекту с приложением фотоматериалов, результатов инструментальных исследований (испытаний, измерений); ссылки на строительные нормы, правила, технические регламенты, иную техническую документацию.
По результатам проведенного Агентством анализа экономически обоснованными расходами на ремонт признаны расходы в размере 1 946,79 тыс. руб., исходя из необходимости ремонта пяти объектов, введенных в эксплуатацию в период с 1967 по 1981 г.г. с износом 100%.
По вопросу включения в состав НВВ расходов на аренду автотранспорта суд отмечает следующее.
Согласно пункту 44 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
Согласно смете расходов предоставленной Обществом в составе документов для установления тарифов, заявлены расходы на арендную плату в размере 102,94 тыс. руб., что следует из приложения в„– 3 к экспертному заключению.
В обоснование заявленных расходов Обществом не представлена копия договора аренды техники на 2023 - 2025 г. г., а также расчет необходимого количества часов работы транспорта с пояснениями и указанием ссылок на нормативные документы, на основании которых данный расчет произведен, цели оказания услуг.
Обществом представлена копия договора на оказание услуг по предоставлению, управлению и технической эксплуатации специальной техники для выполнения работ на объектах Заказчика со сроком действия до 31 декабря 2022 г. с приложением копий актов оказанных услуг на общую сумму 19, 35 тыс. руб.
В актах отсутствует наименование оказанных услуг, объекты, на которых выполняются работы, цели оказания услуг и другая информация, подтверждающая необходимость оказания этих услуг.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц с 27 мая 2021 г. Обществом также осуществляется деятельность по сбору неопасных отходов (код 38.11).
В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования учет расходов и доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Информация о ведении Обществом раздельного учета расходов и доходов в соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в Агентство не представлена, что указывает на то, что раздельный учет расходов и доходов истцом не ведется. В связи с этим, не представляется возможным определить для какого вида деятельности организации и в какой доле от всех расходов истец претендует на возмещение расходов на аренду автотранспорта.
Таким образом, заявленные Обществом расходы на арендную плату в размере 102,94 тыс. руб. Агентством правомерно не включены в НВВ.
Расходы на аренду автотранспорта на 2023 - 2025 г. г. в размере 976, 0 тыс. руб., указанные в уточненном исковом заявлении, Обществом не предлагались. В составе документов к заявлению об установлении тарифов на данную сумму организацией был приложен расчет расходов на аренду автотранспорта на 2022 г. - прошедший период регулирования, в связи с чем указанные расходы не рассматривались.
По вопросу включения в состав НВВ расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования "расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации" - величина, учитываемая при определении необходимой валовой выручки гарантирующей организации, используемой при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат или метода индексации на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования - в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении гарантирующей организации и расходуемая ею по своему усмотрению.
Согласно пункту 47(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах "а" - "ж" пункта 38 настоящего документа.
В силу пункта 47(2) при установлении (корректировке) тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на 2018 г. и последующие периоды регулирования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации не устанавливается для регулируемой организации: владеющей объектом (объектами) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения исключительно на основании договора (договоров) аренды, заключенного на срок менее 3 лет.
Согласно пункту 1.2 договора аренды недвижимого имущества от 26 октября 2022 г. представленного Обществом Агентству, передача объектов оформляется актом приема-передачи, который составляется и подписывается арендодателем и арендатором. Акт приема - передачи приобщается к договору и является его неотъемлемой частью.
Договор аренды не содержал приложения в виде подписанного сторонами акта приема-передачи имущества, содержал указание на срок начала его действия с 1 декабря 2022 г. в связи с чем, у Агентства отсутствовали основания для учета всех его условий (в том числе в части периода действия договора) на момент расчета и установления тарифа.
Ссылка представителя Общества на то, что акт приема-передачи и иные документы не были приложены к заявлению об установлении тарифов по технической ошибке судом отвергается в силу следующего.
Как видно из материалов тарифного дела договор аренды недвижимого имущества от 26 октября 2022 г. с актом приема - передачи без даты поступил в Агентство 26 декабря 2022 г. (входящий в„– 313-7653) на основании сопроводительного письма Общества от 23 декабря 2022 г.
В соответствии с пунктом 16 Правил регулирования тарифов предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности (далее - заявление об установлении тарифов), и необходимых обосновывающих материалов.
Пунктом 17 Правил регулирования тарифов установлено, что к заявлению об установлении тарифов прилагаются обосновывающие материалы.
Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов принимаются на основании представляемых регулируемой организацией материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов (абзац 2 пункта 25 Правил регулирования тарифов).
В соответствии с пунктом 4 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного Приказом ФСТ России от 16 июля 2014 г. в„– 1154-э, в случае непредставления регулируемыми организациями заявления об установлении тарифов и (или) материалов, предусмотренных пунктом 17 Правил регулирования, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов (устанавливает тарифы без открытия дела) в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Следовательно, предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации. Бремя неблагоприятных последствий непредставления в регулирующий орган документов, подтверждающих наличие определенного статуса и обоснованность включения расходов в НВВ лежит на регулируемой организации, а не на регулирующем органе.
Кроме того, Общество, действуя в целях извлечения прибыли и являясь профессиональным участником рынка водоснабжения, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на долгосрочный период регулирования тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по водоснабжению. В связи с этим законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств.
В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования долгосрочные тарифы подлежат ежегодной корректировке.
В случае подтверждения Обществом права владения имуществом, указанным в договоре от 26 октября 2022 г. расчетная предпринимательская прибыль за 2023 г. может быть учтена Агентством при установлении тарифов на 2025 г.
Следовательно, доводы Общества о необоснованном исключении указанных расходов судом отвергаются как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемое Постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Каргопольские очистные сооружения" о признании недействующим пункта 3 Постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 24 ноября 2022 г. в„– 92-в/50 "Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на услуги водоотведения, оказываемые ООО "Каргопольские очистные сооружения" на территории города Каргополя Каргопольского муниципального округа Архангельской области", в части утверждения тарифа на услуги водоотведения (одноставочный тариф), для категории "Прочие потребители" на 2023 г. на период с 1 января по 31 декабря в размере 151,56 руб./куб. м (Приложение в„– 3), возложении на Агентство по тарифам и ценам Архангельской области обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт, оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий:
судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин

Мотивированное решение изготовлено 3 апреля 2023 г.


------------------------------------------------------------------