Решение Архангельского облсуда от 29.03.2023 N 3а-62/2023 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18.11.2022 N 90-т/48 "О внесении изменения в приложение N 2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 10.02.2022 N 10-т/4">



АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-62/2023 29 марта 2023 года

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе:
председательствующего судьи Вершинина А.В.,
при секретаре Когиной А.А.,
с участием прокурора Мошниковой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТОР" о признании недействующим пункта 1 постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 ноября 2022 г. в„– 90-т/48 "О внесении изменения в приложение в„– 2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 10 февраля 2022 г. в„– 10-т/4", возложении на Агентство по тарифам и ценам Архангельской области обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт,

установил:

Агентством по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство) 18 ноября 2022 г. принято постановление в„– 90-т/48 "О внесении изменения в приложение в„– 2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 10 февраля 2022 г. в„– 10-т/4" (далее - Постановление).
Пунктом 1 Постановления Приложение в„– 2 к постановлению Агентства от 10 февраля 2022 г. в„– 10-т/4 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ООО "Вектор", поставляемую потребителям, расположенным на территории городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области" изложено в иной редакции. Изменены тарифы на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии ООО "Вектор" (ИНН 2918012331), поставляемую потребителям, расположенным на территории городского поселения "Няндомское" Няндомского муниципального района Архангельской области, для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, одноставочный, руб./Гкал: 2022 г. - с 18 февраля по 30 июня - 4 197,07; с 1 июля по 31 декабря - 4 197,07; 2023 г. - с 1 января по 31 декабря - 4 323,88; 2024 г. - с 1 января по 30 июня - 4 227,31; с 1 июля по 31 декабря - 4 569,01; 2025 г. - с 1 января по 30 июня - 4 549,16; с 1 июля по 31 декабря - 4 549,16.
Постановление опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 26 ноября 2022 г.
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕКТОР" (далее - Общество) обратилось в областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими указанного положения Постановления, ссылаясь на то, что оно противоречит федеральному законодательству и является экономически необоснованным в части того, что Агентство при расчете затрат на топливо использовало индекс цен производителей в размере 101,4%, а не дефлятор в размере 102%, а также в части использования Агентством неправильного топливного коэффициента - 0,266, вместо усредненного 0,187. Просит возложить на Агентство обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт, учитывающий правовую позицию Общества.
Представитель Общества Кобыленко Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель Агентства Рябова Н.В. в судебном заседании считала требования необоснованными.
Заинтересованное лицо Управление министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание представителя не направило, о его времени и месте извещено.
Суд вынес определение о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Прокурор областной прокуратуры Мошникова З.Н. дала заключение о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку оспариваемое положение нормативного правового акта не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Выслушав объяснения участвующих лиц, допросив в качестве свидетеля специалиста Агентства Шестакову Л.В., заключение прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Постановление устанавливает в том числе тарифы на услуги водоотведения, оказываемые именно Обществом, а потому оно является лицом, имеющим право оспаривать указанный в административном иске тариф в соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. в„– 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения) и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. в„– 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. (далее - Методические указания в„– 760-э).
Полномочиями на установление тарифов в сфере теплоснабжения наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Таким исполнительным органом государственной власти в Архангельской области является Агентство (подпункт 4 пункта 9 Постановления Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. в„– 214-пп "Об утверждении Положения об агентстве по тарифам и ценам Архангельской области").
Из протокола заседания коллегии от 18 ноября 2022 г. в„– 90 следует, что в заседании принимали участие шесть членов коллегии с правом голоса, решение о внесении изменений в оспариваемое Постановление принято единогласно.
Постановление принято уполномоченным органом, в установленной форме, официально опубликовано, и по этим основаниям не оспаривается.
29 апреля 2022 г. Общество обратилось в Агентство (зарегистрировано 6 мая 2022 г.) с заявлением о корректировке тарифов на тепловую энергию на 2023 г.
Распоряжением от 17 мая 2022 г. в„– 175-т/о Агентством открыто дело о корректировке установленных на 2023 год тарифов.
Корректировка долгосрочных тарифов на 2023 г. произведена оспариваемым Постановлением в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования в„– 1075, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 г. в„– 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Методическими указаниями, с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, опубликованном на официальном сайте Минэкономразвития России 28 сентября 2022 г. (далее - Прогноз).
При установлении тарифов применен метод индексации.
Позиция Общества, изложенная в административном исковом заявлении об экономической необоснованности оспариваемого Постановления в судебном заседании своего подтверждения не нашла.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей показатели, конкретизированные в подпунктах "а" - "к" указанного пункта.
В отношении применения при расчете на 2023 г. индекса цен производителей промышленной продукции в размере 101,4% суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
С заявлением Общество представило Агентству договоры поставки щепы, заключенные по результатам проведения конкурсных процедур с:
- ООО "Триумф" от 20 сентября 2021 г. в„– 406488, закупка в„– 32110602200 (далее - договор в„– 406488);
- ООО "ИНТЛСНАБ" от 24 августа 2022 г. в„– 424361, закупка в„– 32211597968 и дополнительное приложение к договору (далее - договор в„– 424361).
В материалы тарифного дела также представлены:
- протокол закупки товаров, услуг, запрос котировок;
- реестр счетов-фактур на поставку щепы, копии счетов-фактур, товарно-транспортных накладных.
На основании анализа вышеперечисленных документов на 2022 г. цена щепы с учетом доставки составила 2000,00 руб./куб. м без учета НДС.
В связи с тем, что в подпункте 3.1 пункта 3 договора в„– 424361 срок поставки указан с сентября 2021 г. по май 2022 г., то на 2023 г. цена щепы с учетом доставки определена Агентством в соответствии с требованиями пункта 28 Основ ценообразования исходя из фактической цены щепы на 2022 г. с учетом индекса цен производителей по виду экономической деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки,..." согласно Прогнозу в размере 101,4% и составила 2028,00 руб./куб. м.
Довод Общества о необходимости применения индекса-дефлятора в размере 102% судом отвергается в силу следующего.
Расчет цены на топливо определен Агентством в соответствии с приложением 4.4 "Расчет расхода топлива по электростанциям (котельным)" к Методическим указаниями в„– 760-э, где для расчета цены натурального топлива (строка 23 таблицы приложения 4.4) применяется индекс роста цен натурального топлива (графа 22 приложения 4.4).
Показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 годов, опубликованы на официальном сайте Минэкономразвития России 28 сентября 2022 г. по адресу: https://www.economy.gov.ru. Индекс цен производителей по виду экономической деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки,..." определен в размере 101,4%.
Следовательно, применение индекса цен производителей по виду экономической деятельности "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки,..." в размере 101,4% к фактической цене щепы соответствует требованиям Методических указаний в„– 760-э.
Применительно к вопросу о применении при расчете на 2023 г. затрат на топливо топливного эквивалента (переводного коэффициента) щепы, суд отмечает следующее.
Организацией в материалах тарифного дела представлены копии протоколов теплотехнологического анализа топлива - топливной щепы (далее - протокол анализа).
Документы представлены на нетиповом бланке произвольной формы, подписанные заведующим кафедрой ТиТ, директором УНЦЭИ САФУ, д.т.н. профессором Любовым В.К., где заказчиками протоколов анализа указаны:
- ООО "Энергия Севера": дата отбора 3 марта 2022 г., топливный эквивалент щепы - 0,163. В протоколе анализа отмечено, что исследованная топливная щепа имеет очень высокую влажность (представлен письмом Общества от 28 октября 2022 г. NУК/В-001, входящий Агентства от 9 ноября 2022 г. в„– 313-6274);
- ООО "Вектор": дата отбора 3 марта 2022 г., топливный эквивалент щепы - 0,163. В протоколе анализа отмечено, что исследованная топливная щепа имеет очень высокую влажность (представлен письмом Общества от 18 ноября 2022 г. NУК/В-005, входящий Агентства от 18 ноября 2022 г. в„– 313-6637);
- ООО "ИНТЛСНАБ": дата отбора 27 сентября 2022 г., топливный эквивалент щепы - 0,226 (представлен письмом организации от 28 октября 2022г. NУК/В-001, входящий Агентства от 9 ноября 2022 г. в„– 313-6274 и письмом организации от 18 ноября 2022 г. NУК/В-005, входящий Агентства от 18 ноября 2022 г. в„– 313-6637);
- ООО "ИНТЛСНАБ": дата отбора 24 октября 2022 г., топливный эквивалент щепы - 0,173. В протоколе анализа отмечено, что проба исследованной щепы имеет очень высокую влажность и содержит минеральные примести в виде песка (представлен: письмом организации от 28 октября 2022 г. NУК/В-001, входящий Агентства от 9 ноября 2022 г. в„– 313-6274 и письмом организации от 18 ноября 2022 г. NУК/В-005 (входящий Агентства от 18 ноября 2022 г. в„– 313-6637).
Местом отбора во всех случаях указана котельная "Каргополь-2" (г. Няндома, мкр. Каргополь-2, ул. Гагарина, д. 16) с указанием, что проба упакована в мешок и два пакета (двойной мешок).
Агентство, определяя на 2023 г. топливный эквивалент (переводного коэффициент) щепы к представленным Обществом документам отнеслось критически.
С правовой позицией Агентства суд согласен, поскольку она основана на нормах действующего законодательства и материалах тарифного дела.
Протокол анализа от заказчика ООО "Энергия Севера" обоснованно не принят для подтверждения топливного эквивалента (переводного коэффициента) щепы, поскольку названная организация не является поставщиком топлива для ООО "Вектор".
Общество не представило в адрес Агентства документы, подтверждающие факт отнесения подписанта протоколов анализа к специализированной организации, уполномоченной выполнять подобные исследования, договор на проведение исследований.
В спецификации поставляемого товара и техническом задании на поставку древесной плотной щепы (приложения в„– 1 и 2 к договорам в„– 406488 и в„– 424361) указаны требования к поставляемому товару. Согласно эим требованиям влажность отгружаемой щепы должна составлять не более 35%, состав щепы, наличие примеси, размер фракции не прописаны в указанных документах.
В приведенных выше протоколах анализа (заказчик ООО "ИНТЛСНАБ") влажность топливной щепы (рабочая масса) составляет 57,22% и 64,25%, в протоколе анализа (заказчик ООО "Вектор") влажность топливной щепы составляет 66,00%. В протоколах анализа от 3 марта 2022 г. и от 24 октября 2022 г. отмечено, что исследованная топливная щепа имеет очень высокую влажность.
Следовательно, влажность топливной щепы значительно превышает влажность, которая определена в спецификации поставляемого товара и техническом задании на поставку древесной плотной щепы, указанных в договорах в„– 406488 и в„– 424361, заключенных Обществом по результатам проведения конкурсных процедур.
Условия поставки товара, требования к качеству поставляемого товара, порядок урегулирования поставки/возврата некачественного товара прописаны в условиях договоров в„– 406488 и в„– 424361.
Согласно пункту 5.6 договоров в„– 406488 и в„– 424361 поставщик обязуется заменить за свой счет товар ненадлежащего качества, то есть ответственность за поставку товара качеством несоответствующим условиям договора лежит на поставщике товара.
Топливный эквивалент (переводной коэффициент) не мог быть утвержден Агентством произвольно, в том числе в том размере, который просит Общество.
Агентством в предоставленном суду расчете продемонстрирована зависимость топливного эквивалента от влажности щепы. Если влажность щепы больше, то свойства топлива ухудшаются, топливный эквивалент ниже и для выработки тепловой энергии требуется больше топлива. Общество, используя щепу низшего качества, чем указано в договоре поставки, при неизменности прочих показателей увеличивает стоимость топлива на 15 713,27 тыс. руб. (40 579,90 - 24 866,63 = 15 713,27), тем самым увеличивая размер тарифа на тепловую энергию для потребителей.
Величина топливного эквивалента (переводного коэффициента) Агентством определена верно.
Перевод условного топлива в натуральное производится путем деления расхода условного топлива на топливный эквивалент (переводный коэффициент).
Приказом Росстата от 3 декабря 2021 г. в„– 866 утверждены Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения в„– 4-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов" (далее - Приказ в„– 866).
В соответствии с пунктом 1 Указаний первичные статистические данные по форме федерального статистического наблюдения в„– 4-ТЭР "Сведения об использовании топливно-энергетических ресурсов" (далее - форма) предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), являющиеся потребителями топлива и энергии, вторичных ресурсов, а также осуществляющие их реализацию населению и другим юридическим и физическим лицам.
В случае отсутствия у регулируемой организации достоверной информации о фактическом топливном эквиваленте (переводном коэффициенте) применяются средние коэффициенты перевода натурального топлива в условное, утвержденные Приказом в„– 866.
Согласно приложению в„– 3 к Приказу в„– 866 калорийный (топливный) эквивалент перевода 1 складского куб. м щепы в условное составляет 0,05.
Агентство предоставило суду доказательства о направлении Обществом фактической отчетности за 9 месяцев 2022 г.
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее - ФАС России) в целях подготовки в Правительство Российской Федерации информации о фактически сложившихся ценах и объемах потребления топлива за 2022 г. запрашивало информацию по теплоснабжающим организациям субъекта Российской Федерации.
Для обеспечения оперативности сбора информации в личных кабинетах ФГИС ЕИАС ФАС России размещает ссылку на отчетную форму WARM.TOPL.Q...2022.EIAS "Информация о фактически сложившихся ценах и объемах потребления топлива за... квартал 2022 года".
В формате данного шаблона регулируемая организация предоставляет в орган регулирования информацию о фактически сложившихся ценах и объемах потребления топлива, в том числе фактического топливного эквивалента (переводного коэффициента), исходя из фактических отчетных данных организации.
Заполненные отчетные формы от теплоснабжающих организаций направляются в ФАС России через интерфейс WEB ЕИАС Мониторинг (https://web.eias.ru/) органом регулирования.
ООО "Вектор" в течение 2022 г. в рамках предоставления информации по запросу ФАС России предоставило отчеты о фактически сложившихся ценах и объемах потребления топлива по итогам 1 квартала, 2 квартала и 3 квартала 2022 года нарастающим итогом в формате шаблона WARM.TOPL.Q_.2022.EIAS, направив вышеназванную информацию в адрес агентства письмами: от 12 августа 2022 г. в„– 184 (за 2 квартал 2022 г. нарастающим итогом); от 18 ноября 2022 г. в„– УК/В-007 (за 3 квартал 2022 г. нарастающим итогом).
Следовательно, по результатам рассмотрения представленной фактической отчетности Общество при переводе натурального топлива в условное применяет фактический топливный эквивалент (переводной коэффициент) щепы в размере 0,266, который в свою очередь соответствует калорийному (топливному) эквиваленту перевода 1 плотного куб. м дров в условное, определенному согласно приложению в„– 3 к Приказу в„– 866.
Указанные обстоятельства не оспаривались представителем Общества в судебном заседании.
С учетом вышеизложенного, по результатам рассмотрения представленных организацией документов и в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования топливный эквивалент (переводной коэффициент) щепы Агентством правомерно учтен в размере 0,266 в соответствии с фактическими отчетными данными организации за 9 месяцев 2022 г.
Довод Общества о возложении на Агентство обязанности применить иной более выгодный для него топливный эквивалент, соответствующий фактическому состоянию топлива судом не принимается.
Необходимость использования для достижения запланированных показателей отпуска тепловой энергии большего объема топлива вызван поставкой Обществу товара не соответствующего требованиям, указанным в спецификации.
Вопрос о качестве щепы Общество вправе разрешить с поставщиком посредством предусмотренных законодательством процедур (претензионная работа, расторжение договора, возврат товара ненадлежащего качества, взыскание убытков и т.д.). Указанный вопрос не может быть разрешен посредством увеличения оспариваемого тарифа. Обратное указывало бы на легализованное тарифным органом переложение бремени повышенных расходов Общества на отопление на конечных потребителей.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Поскольку оспариваемое Постановление не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "ВЕКТОР" о признании недействующим пункта 1 постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 ноября 2022 г. в„– 90-т/48 "О внесении изменения в приложение в„– 2 к постановлению агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 10 февраля 2022 г. в„– 10-т/4", возложении на Агентство по тарифам и ценам Архангельской области обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт, оставить без удовлетворения.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий:
судья Архангельского областного суда А.В. Вершинин

Мотивированное решение изготовлено 3 апреля 2023 г.


------------------------------------------------------------------